DARK BASIC
Арифметические, булевы операторы и операторы отношения
"Оператор", как известно, это "математический символ, используемый в вычислениях". Наиболее распространенные операторы -- арифметические. Все операторы требуют два операнда, т. е. два элемента данных, которые ставятся по обеим сторонам оператора.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ
Арифметические операторы представляют собой символы сложения, вычитания, умножения или деления. Они обозначаются знаками (+) (-) (*) (/) соответственно.
Плюс (+) сообщает, что данные справа от него прибавляются к данным, находящимся слева. Такие примеры вы уже встречали.
3 + 4 равно 7
A + B равно значению A, к которому прибавлено значение B
Минус (-) означает, что данные справа от него вычитаются из данных, находящихся слева:
3 - 4 равно -1
A - B равно значению A, из которого вычтено значение B
Звездочка (астериск) свидетельствует, что данные справа от нее умножаются на данные, находящиеся слева:
3 * 4 равно 12
A * B равно значению A, умноженному на значение B
Косая черта означает, что данные справа от нее делятся на данные, находящиеся слева:
10 / 2 равно 5
A / B равно значению A, поделенному на значение B
ОПЕРАТОРЫ ОТНОШЕНИЯ
Эти операторы менее распространены, однако если вы занимались программированием, они должны быть вам известны. Операторы отношения представляют собой условия, применяемые к данным: "равно", "больше", "меньше", "больше или равно", "меньше или равно" и "не равно". Цель этих условий - определить результат сравнения двух значений, который может быть равным нулю, если условие ложно, и единице, если условие истинно. Возьмем следующие примеры:
10 = 9 имеет результатом 0, поскольку 10 не равно 9
10 = 10 имеет результатом 1, поскольку 10 равно 10
10 > 9 имеет результатом 1, поскольку 10 больше 9
100 >= 100 имеет результатом 1, поскольку 100 больше или равно 100
Операторы отношения применяются к вещественным числам, целым и вещественным переменным, а в некоторых случаях -- к символьным строкам и строковым переменным. С их помощью можно сравнить, являются ли две строки одинаковыми, но нельзя проверить, действительно ли одна строка больше другой.
БУЛЕВЫ ОПЕРАТОРЫ
Хотя традиционно считается, что существует четыре типа булевых операторов, в DarkBASIC применяются только операторы AND (И) и OR (ИЛИ). Они позволяют программе выполнять логические операции над данными.
Оператор AND работает со всеми целыми значениями. В приведенном примере показано общее правило, применяемое для этого оператора:
0 AND 0 = 0
0 AND 1 = 0
1 AND 0 = 0
1 AND 1 = 1
Здесь представлено дерево решений оператора AND. Оно показывает, что результат операции будет равен 1, только если оба операнда равны 1. Во всех остальных случаях результат будет равен 0. Чтобы уяснить, как эта логика применяется на практике, рассмотрим следующий пример:
A=5
B=25
(A > 10) AND (B > 20), каким будет значение результата?
Вначале определяется результат операций, заключенных в скобки. Мы видим, что операторы отношения дают следующие результаты:
(A > 10) возвращает 0, потому что 5 меньше10
(B > 20) возвращает 1, потому что 25 больше 20
Наши расчеты выглядят примерно так:
(0) AND (1) возвращает 0, так как 0 AND 1 = 0
Правило таково, что результат вычисления будет равен 1, когда оба операнда равны 1. Что получится, если поменять значение А на 15?
Оператор OR работает по такому же принципу, но использует другое правило. Если левая или правая часть операции равна 1, результат также будет равен 1:
0 OR 0 = 0
0 OR 1 = 1
1 OR 0 = 1
1 OR 1 = 1
Насколько полезны эти операторы, вы почувствуете, когда будете писать собственные программы. Чем сложнее они будут, тем больше вам пригодится умение составлять условия с несколькими операторами.
Щелкните здесь, чтобы перейти в
следующий раздел
.