Основы программирования.
Если вы знакомы принципами написания программ на языке БЕЙСИК, то
изучая DarkBASIC ничего нового вы не узнаете, кроме новых команд.
Для тех же, "кто в танке", я замечу, что:
- в DB вы можете использовать переменные для хранения данных
(целых числел, чисел с дробной частью, строк текста). Все эти типы данных для
DB различны и их можно хранить в соответствующих переменных, например:
f - хранит целые числа, f# - числа с дробной частью, f$ - можно сохранить строку
текста.
- можно использовать массивы числел. Простой массив объявляется
как, например: DIM assa(10). Т.е. переменная assa содержит массив для 10 чисел.
Можно испольовать двумерный массив, например: DIM assa(10,10). Более подробно
об азах программирования вы можете прочитать в "Руководстве пользователя" на
страницах 9-12.
- опраторы отношений, т.е. "равно", "неравно", "больше", "меньше".
Страница 13 "Руководства пользователя".
- булевы операторы: and и or. Страница 14 "Руководства пользователя".
Далее я предлагаю несколько уроков по основам программирования.
Для более детальной и полной информации - рекомендую обратиться к
первоисточникам. А это компания "Медиахаус" и "Руководство пользователя",
которое вы получаете в коробке с лицензионным DarkBASIC-ом.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Вы хотите создать программу прямо сейчас и оставить серьезное изучение DarkBASIC на потом? Что ж! Давайте приступим:
Первые пять шагов позволят вам достичь следующих результатов:
1) Выполнить первую команду!
2) Создать первую программу!
3) Создать вторую программу, намного лучше первой!
4) Создать первое самостоятельное приложение!
5) Найти и запустить вашу программу!
Вы получите инструкции, что и как делать на каждом этапе.
ШАГ 1
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ
Несомненно, вы уже заметили ряд кнопок на экране: две большие желтые кнопки вверху справа и несколько меньших кнопок с текстом вверху слева. Так выглядит редактор DarkBASIC - проще не бывает!
Для выполнения команды можно пользоваться интерфейсом командной строки (Command Line Interface), сокращенно CLI. CLI, например, можно использовать для ознакомления с командами без предварительного написания программы.
Войдите в CLI. После этого наберите следующее:
PRINT "Всем привет!"
Далее, нажмите клавишу RETURN (она же ENTER). Клавиша RETURN используется для выполнения командной строки. Команда выведет на экран строку "Всем привет!". В CLI можно войти с помощью кнопки CLI, расположенной в верхней части экрана. На страницу справки можно вернуться, нажав кнопку EXIT, расположенную на панели CLI.
ШАГ 2
СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ
Для создания программы необходимо набрать в редакторе последовательность команд. Проще всего попасть в редактор с помощью клавиши F11. Вернуться из редактора на страницу справки можно, повторно нажав клавишу F11. Данную клавишу можно использовать всякий раз при переходе из редактора в справку и обратно.
Перейдите в редактор и наберите следующую программу:
DO
PRINT "Привет еще раз!"
LOOP
Программа начнет выполняться, но в какой-то момент вам потребуется прервать ее выполнение, выйти из работающей программы и возвратиться в редактор. Это можно сделать, нажав клавишу F12.
Находясь в редакторе, нажмите клавишу F5, чтобы откомпилировать и запустить программу. Через несколько секунд нажмите клавишу F12 для возврата в редактор. Для возврата в справку, нажмите клавишу F11.
ШАГ 3
СОЗДАНИЕ ВТОРОЙ ПРОГРАММЫ, КОТОРАЯ ЕЩЕ ЛУЧШЕ ПЕРВОЙ
Написание первой программы заняло у вас всего несколько минут. Теперь вы - настоящий программист, несмотря на то, что в вашем "багаже" всего три команды. Теперь нужно сделать что-нибудь впечатляющее!
Сейчас мы создадим программу, которая наверняка удивит ваших друзей. Вместо того чтобы тратить еще полчаса на написание очень длинной программы, воспользуйтесь уже приготовленной.
Просто скачайте архив отсюда.
Это саморазворачивающийся архив с исходным текстом программы. Загрузите
файл CAVERUN.DBA в DarkBASIC и Вы увидите исходный код программы.
После того, как вы создали и запустили программу, выйдите из нее, нажав F11, и продолжите урок.
ШАГ 4
СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
Программы, которые вы до сих пор создавали, можно было запускать только из редактора DarkBASIC. Если вы хотите запустить их вне DarkBASIC, вам необходимо создать из своей программы самостоятельное приложение. Такие приложения не только не зависят от наличия в системе DarkBASIC, но и защищают ваш исходный код и файлы ресурсов.
Файлы ресурсов, т. е. растровые изображения, звуковые эффекты, музыка, анимация, трехмерные объекты и файлы данных, применяемые для создания звука и изображения, вещь очень важная, особенно при написании игровых программ.
Существует два типа самостоятельных приложений. Первый тип не сохраняет файлы ресурсов внутри исполняемого файла, а второй тип сохраняет. Поскольку наша вторая программа использует файлы ресурсов, мы будем пользоваться вторым типом.
Если вы вернетесь в редактор, то ваша вторая программа все еще должна быть на экране. Нажмите F7, чтобы выбрать диалоговое окно "СОЗДАТЬ ФИНАЛЬНУЮ ВЕРСИЮ", затем придумайте и введите имя исполняемого файла. Для создания исполняемого файла нажмите кнопку "СОЗДАТЬ", после чего вернитесь в систему справки.
ШАГ 5
ПОИСК И ЗАПУСК ИСПОЛНЯЕМОГО ФАЙЛА
В большинстве случаев это означает выход из среды DarkBASIC. Если вы работаете вне DarkBASIC, необходимо знать, как находить и запускать свой исполняемый файл. Иначе, как же вы сможете похвастаться своими программами?
Теперь вам придется выйти из среды DarkBASIC, чтобы найти исполняемый файл, который вы только что создали. Поиск не затруднит вас, если вы помните имя этого файла. Все исполняемые файлы можно определить по их расширению ".EXE". DarkBASIC автоматически присваивает имени исполняемого файла данное расширение, если оно не было задано пользователем.
Если вы помните, в каком каталоге установлен DarkBASIC, то ваш исполняемый файл находится в каталоге DarkBASIC SOFTWARE\DarkBASIC\HELP\FAST\CAVERUN. В противном случае нажмите кнопку ПУСК -> НАЙТИ -> ФАЙЛЫ И ПАПКИ... и введите имя исполняемого файла. После того, как найдете файл, запустите его обычным способом: наведите курсор на имя файла и нажмите дважды левую кнопку мыши (или нажмите правую кнопку мыши и в появившемся меню выберите команду ОТКРЫТЬ). Для выхода из программы используйте клавишу ESCAPE. 15-минутный урок окончен. Команда разработчиков DarkBASIC и компания "МедиаХауз" желают Вам успехов. Дерзайте!
Для выхода из Dark Basic нажмите кнопку EXIT в верхнем правом углу экрана.